Свт. Иоанн Златоуст

Речь митр. Антония (Храповицкого) в день свт. Иоанна Златоуста на праздничной трапезе, 1929 год

Иоанн Златоуст может быть назван сверхчеловеком. Со времени его кончины прошло 1500 лет, однако, он и доныне и, вероятно, до Второго Пришествия принадлежит всем народам и всем племенам, и память о нем будет жива до тех пор, пока в человечестве будет жить стремление к Богу.

Особенность прославления Иоанна Златоуста заключается в том, что тропарь в его честь не отменяется, на какой бы праздник не приходился день его памяти, не исключая и Св. Пасхи. Такой чести не удостоился никто из святых, даже Иоанн Креститель. Вторая особенность — в том, что имя его поминается за каждой литургией по всей земле. Все другие святые были специалистами в известного рода подвижничестве: преподобные учили преимущественно о покаянии, воины защищали св. веру, мученики исповедовали учение Христа.

Иоанн же стоит в самом центре громадного христианского моря. Церковь воспевает: — Златоустовы уста — Павловы уста, Павловы уста — Христовы уста, посему Златоустовы уста — Христовы уста. Особенность Златоуста заключается в том, что он раскрывает нравственную правду применительно ко всем положениям человеческого общества, ничего в жизни не оставляя без своего нравственного поучения. Творения святых обычно проверяются с другими священными книгами, поучения же Иоанна Златоуста настолько ясны, что они ни в каких подтверждениях не нуждаются. Он говорит, как сам Христос Господь. Он человек вне истории, вне народов. Он буквально сверхчеловек. Он также близок всему миру, как и Св. Евангелие. “Златокованые уста”, “златая труба” — так величает его Св. Церковь. Он взбудоражил всю жизнь нескольких народов и всем народностям на земле был одинаково близок. Пришли к нему из Египта, и он, начав спокойно свое поучение, сейчас же взволнованно взывает к ним: “дети мои, народ мой.” Столь трогательное проявление его всеобъемлющей любви завистники сейчас же вменили ему в вину и оклеветали его, будто бы он желает захватить власть над чужими епархиями.

В своей жизни он был жертвой такой же клеветы, как и Христос Спаситель. Его невозможно было осудить непосредственно, поэтому его оклеветали за поучение, произнесенное в день усекновения главы Иоанна Крестителя, за слова, принятые царицей Евдоксией на свой счет, хотя конечно, тот великий святитель не стал бы полемизировать с несчастной женщиной. Слова эти и теперь мы можем читать: “Паки Иродиа бесится, паки смущается, паки требует главу Иоанна.”

Его два раза судило беззаконное сборище. Второй раз он был сослан в дальний город Кукуз. При известии о ссылке Константинопольский народ поднял восстание, и в самом Константинополе возник пожар, в котором хотели обвинить Иоанна, но обвинение было столь нелепо, что само собой отпало. Великий благодетель народа был осужден на изгнание, а окружающие, как всегда это бывает, разбежались, за исключением нескольких благочестивых верных друзей, среди которых была духовная дочь Олимпиада. Он писал ей письма из ссылки, утешая своих друзей. Эти письма сохранились и теперь в виде особой книжки.

Иоанн Златоуст — неподражаемый толкователь Св. Писания. В то время как другие писатели преимущественно полемизируют с еретиками, центр внимания Иоанна — раскрытие нравственной стороны Христова учения. Великий знаток св. Библии, обладающий могущественным синтетическим умом, он быстро переходит от одной идеи к другой, и трудно угнаться за его светлой мыслью. В своих поучениях он как бы играет на музыкальном инструменте, извлекая все новые и новые духовные волны и наполняет ими ум и сердце слушателя, создавая прекрасную симфонию идей.

Ему, между прочим, принадлежит мысль, за которую впоследствии пострадал и наш великий Никон, о превосходстве священнической власти над царской, духовной над светской. Но, конечно, эти великие мыслители говорили не о подчинении царя духовенству, а о нравственном превосходстве духовной власти, открывающей людям врата вечности.

И вот этот сверхчеловек, принесший неисчислимые дары миру, был подвергнут избиению, изгнанию, поруганию. Накануне мученической кончины ему явился священномученик Василиск, бывший епископ г. Кукуз, и сказал: “мужайся, брат Иоанн, сегодня будешь со мной,” как бы повторив слова Христа Спасителя на кресте: “днесь со Мною будеши в раю.”

В 1918 году я был приглашен для служения в одну из Московских загородных церквей, сооруженную благочестивыми людьми в память русских патриотов, убитых и умученных злодеями-революционерами. В этой церкви я говорил поучение и советовал строителям этого нового храма соорудить во всю западную стену Апокалиптическое изображение душ убиенных, стоящих перед Божиим престолом и взывающих: “Доколе, владыка святый и истинный, не судишь и не мстишь живущим на земле за кровь нашу” (6: 10). В нижней части иконы предполагалось изобразить кончину Иоанна Златоуста: в мрачном подвале лежит умирающий Иоанн, а сверху проникает луч небесного света, в котором является св. Василиск.

Эти же Апокалипсические слова надписаны на иконе, сооруженной на месте убиения Императора Павла 1-го в Инженерном замке, убиенного нашими аристократами за то, что он был народным царем.

Слова эти служат вечным укором за всех несправедливо гонимых и умученных за истину, среди которых самым великим является Иоанн Златоуст — учитель вселенной.




09.02.2020
Назад