Архимандрит Григорий (Воинов)

Настоятель и летописец Московского Златоустовского монастыря с 1867 по 1873 гг. Его попечением благоустраивался и украшался монастырь.

Написал несколько книг: «Из моих воспоминаний», «Сборник для любителей духовного чтения» и др. Создал «Историческое описание Московского Златоустовского монастыря», которым до сих пор пользуются благодарные потомки – люди, занимающиеся восстановлением памяти Златоустовской обители.

В своих воспоминаниях он приоткрывает ту невидимую жизнь обители, которая сокрыта от постороннего взора.

Упокой Господи душу раба Твоего, приснопоминаемого архимандрита Григория!

Скачать Историческое описание Московскаго Златоустовскаго монастыря

Архимандрит Лаврентий, строитель

Выдержка из "Исторического описания Московского Златоустовского монастыря" архимандрита Григория (Воинова)
Деятельность арх. Лаврентия (1735—58) по устройству древней обители. Начнем с того, что указами  воспрещалось частным лицам продавать восковые свечи «мимо настоящаго свечнаго ряду»: однакож иные, ходя по улицам, производили продажу свеч, которые они брали в рядах у купцов, для своего прибытка; в воскресные и праздничные дни, партиями в 10 человек и больше, они останавливались для продажи при церквах, причиняя ущерб церковным свечным доходам. В марте 1735 года о. Лаврентий донес духовной дикастерии о подобных самочинцах, позволявших себе стоять подле монастырской часовни и продавать на весах свечи, тогда как в часовне для поставления пред образами продавались от монастыря свечи. По приказанию дикастерии, захвачены были у часовни три человека с восковыми свечами; по допросе они отосланы каждый в свое ведомство, а взятые у них свечи (31 ф.) отданы в Златоустов монастырь.
В 1736 году построена в монастыре комнатным стольником Иваном Петровичем Матюшкиным церковь во имя св. страстотерпца Иоанна Воина.
В следующем году, мая 29, в Троицын день начался в Москве пожар от копеечной свечки , как говорит народная пословица, и в сухое время, при сильном ветре, опустошил большую и лучшую часть города. Пострадала и Златоустовская обитель: сгорели деревянныя главы на соборной церкви, обитыя жестью, деревянная кровля Спасской церкви и четыре оконницы в ней; глава на Благовещенской церкви и кровля алтарная; Иоанно-Воинской церкви деревянная кровля. Наиболее потерпела от огня находившаяся над св. вратами Покровская церковь: не одна кровля, но и внутри храма иконостас, пол, 16 окончин — все это сгорело. Верхние (деревянные) келлии настоятельного корпуса и братскии верхние (летнии) келлии, числом 18, истреблены огнем; в нижних каменных келлиях (10) сгорели полы, печи, 36 окончин и несколько (6) чуланов. Повреждены и хозяйственные здания, сгорели: каретный сарай, изба людская и деревянный забор вокруг конюшенного двора, длиною 106 саж.
Дождь проникал через своды во внутрь каменных непокрытых зданий и мог сильно повредить самые своды и стены. Для новых построек и починок монастырь не имел никаких средств. Дохода с монастырских вотчин, от бывших хлебных недородов и за скудостию крестьянъ , не доставало и на пропитание братии . Вкладчиков, которые дали бы средства к возобновлению монастыря, в виду не было. Обо всем этом донесено (июля 6-го) Коллегии экономии и представлена смета на возстановление погоревших зданий. Имея в виду, что Златоустовский монастырь неопределенный , что в Коллегию экономии платежа от него не бывает и из Коллегии, как из бывшего монастырского приказа, прежде не отпускались деньги в этот монастырь на починку ветхостей, она и теперь не счи-тала себя обязанною сделать это; впрочем, относительно производства необходимых построек в означенном монастыре, из каких доходов повелено будет, просила указа Св. Cинода. Не знаем, какое последовало решение; известно только, что отпуска сумм в монастырь не было ни откуда, и «он пришел было в опустение», но милостию императрицы Анны Иоанновны и помощью других вкладчиков был значительно возобновлен. На пожалованные (1738—40 гг.)государынею императрицею 1050 руб., устроены на соборной церкви железныя главы с крестами и обновлена Покровская церковь на св. вратах. В 1740 г., на счет княжны (монахини) Ек. Мих. Засекиной, сделана и позолочена железная глава на Спасской церкви. В следующем году, усердием г-жи Параскевы Петровны Матюшкиной (вдовы), обита железом кровля Иоанно-Воинской церкви, глава и крест железные позолочены.
В 1742 году, сентября 1-го, монастырь утешен посещением благочестивейшей императрицы Елисаветы Петровны. Ея величество изволила пожаловать 2000 руб. на строение новой церкви (вместо Покровской) над святыми вратами во имя прав. Захария и Елизаветы. Вокруг нея сделана была площадка (галерея) с железною, по местам вызолоченною, решеткою и 14-ю столбами, на которых были фонари; для вшествия Государыни построена большая лестница против соборной церкви. Иконостас вызолочен сплошь; иконы писал Егор Иванов Греков; стенная живопись поручена была другому. В глухом наружном окне, на задней стороне этого храма изображен св. Иоанн Златоуст. Церковь освящена в том же году декабря 18-го преосвящ. Львом, бывшим епископом воронежским, скончавшимся в московском Знаменском монастыре, где жил на покое. В следующем году, в бытность государыни в Москве, о. архимандрит Лаврентий явился во дворец с иконой святителя Златоуста в серебряном позолоченном окладе .
В том же 1743 г., при помощи графа Федора Андр. Апраксина, и на Благовещенской церкви сделана, вместо деревянной, железная глава и крест; ворота между Благовещенскою и Спасскою церковью были окрашены.    
1746 г., мая 5-го, по доношению архимандрита с братиею, консистория позволила ветхую колокольню разобрать и построить новую. Новая трехъярусная снабжена колоколами, и доселе употребляемыми. Большой, в 306 пуд., издающий приятный, торжественный звук, вылит 1743 года, июля 10-го. Мастер московский купец Константин Мих. Слизов. Его же работы и прочие колокола. Второй после большого в 170 пуд.. 14 фун. лит из меди, 1758 г. марта 27. На третьем колоколе надпись показывает, что он лит в село Новлянское (монастырское) 1748 г., сентября 5-го; весу в нем 39 пуд. 25 фун . Четвертый в 15 пуд. 23 фун., пятый в 1 пуд слит 1758 г., марта 27. Не упоминаем об остальных, устроенных, может быть, еще до Лаврентия или после него.
  В 1750 г. обновлен местный храмовый образ св. Иоанна Златоуста, как свидетельствует надпись на серебряной позлащенной ризе. Кроме того, в соборной церкви сделан новый чугунный пол (окт. 1756); старые архимандричьи (1745) и братския кельи разобраны и построены новые (четыре братские с сенями окт. 1756); были и другие разные поделки.
В 1751 г., апреля 19-го, поручен ему надзор над благочинными священниками (в Москве). Кроме того, он был членом следственной о раскольниках комиссии  и другой комиссии, составленной в ноябре 1755 года для осмотра церквей в Белом городе, поврежденных от пожара в 1748 г. и оставшихся необстроенными и неисправленными. Увидя в одном доме (1752 г., марта 15) крестьянина, слагавшего персты по обычаю раскольников, о. Лаврентий заметил ему, что он поступает так «противно православной греческаго исповедания церкви». А тот, с великим азартом устремившись на почтенного старца, схватил его за рясу так, что едва не задушил...
В 1756 г. архимандрит писал в Св. Синод, что монастырь после пожара 1737 года довольно возобновлен; остается перестроить крайне ветхие каменные здания: Спасскую церковь, хлебню, поварню и один погреб: да вновь построить еще несколько братских келлий. На эти работы в монастыре никакой суммы нет, и впредь получить неоткуда. Донося об этом, о. Лаврентий просил денежного вспоможения, в количестве хотя полутора тысячи рублей. Синодальная канцелярия экономического правления, по приказанию Св. Синода, поручила архитектору Ивану Мичурину описать, после тщательного осмотра, монастырские ветхости и учинить смету на производство необходимо нужных построек. Архитектор от 24 декабря сообщил Синодальной канцелярии, что в Златоустовом монастыре церковь Спасская ветха, надобно упразднить ее и построить новую на другом месте. Колокольня, недавно построенная, еще не оштукатурена и лестницы не сделано: надо сделать для всхода в первый ярус каменную снаружи и с тремя площадками, а далее деревянную извнутри. Старую колокольню пора бы разобрать; равно и трапезную братскую палату, поварню и хлебную с проходными сенями, по ветхости, должно сломать и построить заново, погреб сделать на другом месте по прежнему. Ограда, с двух сторон деревянная, в длину 84 саж., пришла в ветхость: надо сделать каменную; здания проезжия каменные ворота починить и построить четыре братские кельи с двумя сенями и с деревянными перегородками. На все это требуется издержать 3 616 руб. 70 коп.
Синодальная канцелярия положила мнением: хотя из Златоустова монастыря не бывает платежа денегъ, но, по вниманию к отлично- усердной службе настоятеля Лаврентия, который уже довольно обновил и украсил эту обитель и ревностно печется о ней, — дать ему на постройку церкви и прочих зданий 1500 руб., какую сумму он и просил вначале: а касательно остальных денег (всей суммы требовалось до 3616 руб.), предложить ему, «яко всеприлежному в созидании той обители святой рачителю, искусными и благопристойными мерами искать себе вспомоществования от доброхотных и благочестивых дателей, более ж о том предать в волю и вышнее разсуждение Св. Прав. Синоду».
Свят. Синод утвердил это мнение 19 февраля 1757 года. Для покупки потребных к строению материалов и присмотра за рабочими определен был, в помощь монастырскому эконому, отставной сержант Петр Горохов, которому дана и шнуровая книга для записи расходов. Закупать материалы велено, «не упуская нынешняго зимняго пути, без всякой в цене передачи, и исправлять вначале самонужнейшую церковную ветхость, без чего пробыть никак невозможно, а потом и прочее».
В августе 1757 г. трапеза Спасской церкви была разобрана и начата строением, по левую сторону колокольни, новая церковь во имя Живоначальныя Троицы, так названная вероятно в память Троицына дня 1737 года. Работы производились медленно. В феврале 1758 года отец архимандрит доносил Синодальной канцеляpии экономического правления: «за недостатком суммы на вышеобъявленной церкви свода не сведено, кровель железных на церкви и олтаре, келлий и погреба каменных не сделано, и впредь всего вышеописаннаго исправить нечем». В последней половине июня постигла старца тяжкая болезнь, и он скончался в 1758 году; похоронен, говорят, под Троицкою церковью, о которой так много радел.



Назад