Архимандрит Григорий (Воинов)

Настоятель и летописец Московского Златоустовского монастыря с 1867 по 1873 гг. Его попечением благоустраивался и украшался монастырь.

Написал несколько книг: «Из моих воспоминаний», «Сборник для любителей духовного чтения» и др. Создал «Историческое описание Московского Златоустовского монастыря», которым до сих пор пользуются благодарные потомки – люди, занимающиеся восстановлением памяти Златоустовской обители.

В своих воспоминаниях он приоткрывает ту невидимую жизнь обители, которая сокрыта от постороннего взора.

Упокой Господи душу раба Твоего, приснопоминаемого архимандрита Григория!

Скачать Историческое описание Московскаго Златоустовскаго монастыря

Владыка Леонид (Краснопевков)

Дорогие отцы, братья и сестры.
Сегодня день кончины одного из выдающихся и в то же время забытых иерархов Русской Православной Церкви — архиепископа Леонида (Краснопевкова) (1817-1876).
Вымоленный в детстве благочестивой матерью в Сергиевой пустыни под Петербургом, в месте, куда неоднократно возвращался он затем в юности, посещая свят. Игнатия (Брянчанинова), правая рука и верное чадо митрополита Филарета (Дроздова), дворянин, морской офицер, он и сам был отцом для всех кто пересекался с ним так ли иначе на жизненном пути. Сохранилась обширная переписка и дневники, все это ждет своего внимательного исследователя и чуткого читателя. Его близкими друзьями и адресатами были архиеп. Савва (Тихомиров), прп. Пимен (Угрешский), генерал и сокурсник по институту Николай Слепцов. Он очень любил свою семью, пожалуй, это были самые близкие ему люди. Сохранились письма к вл. Леониду свят. Игнатия (Брянчанинова), именно под его влиянием , тогда еще Лев, окончательно склонился к принятию монашества. В 28 лет он принимает монашеский постриг , в 33 становится архимандритом, в 42 -архиереем.
В 1850 году архимандрит Леонид в течение года настоятельствовал в Златоустовом монастыре.


Несмотря на необходимость часто бывать на людях, на обязанности ректора, викария (» всем до меня дело» писал Владыка), он всегда оставался монахом: «монаху тем легче дышать, чем больше труда, чем наполненнее время его». Москва тяготила Владыку Леонида, сохранились поэтические описания Вифанской природы и образа жизни, а вот, что говорил он преподавателям семинарии: «Здешняя жизнь в Вифании так очаровательна, что [за] удовольствие жить в ней с вас надо брать деньги, а не Вам жалованье воздавать.»
Владыка очень любил служить, предстояние у Престола было самым важным делом его жизни, он старался каждый день молиться за Литургией, однако не дерзал служить более 2-3 раз в неделю. Владыка очень ценил благолепие и аккуратность в службе.
Несмотря на слабое здоровье, никто от него «тощ и неутешен отыде», многочисленные письма людей, даже не на долгое время узнавших Владыку, хранят теплоту этих встреч.
Владыка Савва (Тихомиров) охарактеризовывал архиепископа Леонида так: » Когда он не чувствовал себя в болезни и был в добром расположении духа, он не знал меры своим трудам и подвигом. Для него встать с постели в полночь, идти в церковь к утрени, отстоять или отслужить раннюю литургию, за тем идти в класс на лекцию, потом принимать подчиненных или посторонних посетителей, и заключить все это самою скромною трапезой, после которой притом никогда он не отдыхал; или с вечера просидеть за каким нибудь официальным делом, или дружеским письмом до утренней зари- для него совершенно ничего не значило. Вообще он отличался необыкновенною наклонностью жертвовать собою для других, — и за это нередко весьма дорого расплачивался. »

Зимой 1876 году Владыка поехал обозревать епархию, и заехал в Николо-Бабаевский монастырь, в место , где был похоронен свят. Игнатий. «14 декабря архиепископ Леонид стоял раннюю литургию, ездил по приходам, вечером долго вел духовную беседу с П.А. Брянчаниновым. 15 декабря он был в церкви на утрене и ранней литургии, причем внешне казался совершенно бодрым. Когда после окончания богослужения он стал прикладываться к иконам, вдруг сильно побледнел и быстро пошел к выходу. Подоспевшие настоятель и казначей обители подхватили его под руки. Владыка от помощи не отказался и шел, повторяя: «Боже! Что это со мной? Грудь болит… спазмы». В келье ему дали лавровишневых капель, но это принесло облегчение лишь на пару минут. Преосвященный Леонид признался, что такие приступы у него уже случались, что еще ночью он почувствовал себя неважно, спал только 3 часа, но все равно пошел на раннюю службу. Послали за доктором и духовником. Преосвященного Леонида успели исповедать и причастить. Врач приехал через несколько минут после совершения таинств и, осмотрев больного, сказал: «Он скончался». Причиной смерти был, скорее всего, обширный инфаркт миокарда.» («Архиепископ Леонид Краснопевков на Угреше» Е.Н.Егорова)
Преосвященный Владыко, помолись и о нас грешных!

Ежедневное правило Владыки Леонида:
«Мой девиз ректора – благочестие внутреннее и любовь к внешнему порядку. Авось поможет Господь! В полдень мне накрывают стол, всего два блюда, и часто (в постные дни) кушанье ученическое, но с белым хлебом и в <полиелеи> вино. Впрочем не на все можно рисковать, постный ученич.<еский> стол, где свирепствует горох и каша, чрезмерно отяготителен для желудка, и вообще в пост мудрено обойтись без вина, приходит под возраст когда вино делается млеком, вино – млеко для старца. Случается, что до вечерни я свободен бываю от всяких посещений. В таком случае прогулка, чай и вечерня урывочные занятия, урывочные потому, что до меня дело всякому. Вечер мой кончается принятием рапорта от главного старшего. Это бывает в исходе 10-и. Потом по уходе его в зале гасится свет (признак моего пребывания дома), прислуга вся сходится в кабинет к молитвенному налою. Я надеваю епитрахиль, читаются молитвы на сон грядущий и глава из Евангелия. После чего делается отпуск для мальчиков, тогда начинаю с послушником правило. Это правило придумано отчасти мною, отчасти о.<тцом> Феодором, конфирмовано о.<отцом> наместником и состоит в следующем: Благословен Бог. Трисвятое. Отче наш. Помилуй нас Господи помилуй нас и проч. За тем 2 канона и между ними акафист. Акафисты на: воскресенье, понедельник, среду и пяток – Иисусу Сладчайшему, на прочие дни – Богородице. Каноны расположены так: Вначале канон Богородице или акафист Иисусу, и канон Иисусу, или акафист Богородице, потом канон дня по октоиху ангелам или апостолам и пр., на субботу всем св<ятым> и мертвым. На воскр<есные> дни – Троичный, Воскресный, Богородице, если готовлюсь. Ангелу Хранителю. Потом отпуст и ектенья «Помолимся о Благочестивейшем…» от конца переведены на начало (т. е. отпустить мальчиков). Перед правилами положены у нас поклоны: 50 поклонов и 50 молитв умных, чтобы ежедневно обойдены были четки. В посты поклоны земные все, а в прочие дни поясные кроме <15>, а на праздники все поясные. Чтения перед правилом главы из Еванг.<елия> и главы из апостола, после правила кафизма. На сон слава из 17 каф.<измы> кроме воскр.<есных> дней и всенощных, на утро – молитвы утренние и ектенья «Помолимся о Благоч.<естивейшем> и чтение дневного евангелия и апостола, непременно на одном из древних языков.»

Назад