Фото №10 в проекте «Златоустов монастырь — взгляд через стереоскоп»

Следующая фотография, которая переведена в стереоформат для проекта, реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, это

Надвратная церковь праведных Захария и Елизаветы. Златоустовский монастырь.

Репродукция с издания Н.А. Найденова, 1881 г., часть 2, №3а сделана в последней четверти XIX века. Материал, техника: стекло, черно-белый негатив. Размер: 24х30 см.

Автор фотографии неизвестен.

Николай Александрович Найденов, московский предприниматель, краевед и благотворитель с целью «сохранения на память будущему вида существующих в Москве храмов» в период с 1880 по 1890 годы оплатил фотосъемку и издание альбомов с фотографиями, в том числе издание «Москва. Соборы, монастыри и церкви» в четырёх частях. Одна из изданных им фотографий «Вид на Златоустовский монастырь», 1882 год, стала визитной карточкой монастыря.

Перед нами еще одна фотография из альбомов Найденова с видом на надвратную церковь Захария и Елизаветы со стороны Большого Златоустинского переулка.

На переднем плане справа — участок монастырской стены, а слева — главный вход в Златоустовский монастырь – надвратная церковь праведных Захария и Елизаветы. На фоне ясного неба возвышается изящный купол храма, под ним виден барабан с каменными завитками-волютами.

Основное помещение храма на втором этаже имеет крытую галерею, на которую выходила лестница, специально построенная к приезду императрицы Елизаветы Петровны. Храм был достроен и освящен в 1742 году на пожертвованные ей средства.

По одной из версий в проектировании храма принимал участие известный архитектор XVIII века Иван Федорович Мичурин. По обеим сторонам от Святых врат – главного входа в монастырь, мы видим два навеса. Первый – вход в монастырскую сторожку, а второй (над ним виден крестик) – вход в часовню, где хранилась копия монастырской святыни – иконы Богородицы «Знамение».

В атмосферу московского переулка XIX века нас погружают характерные для того времени детали. Например, проезжую часть от тротуара отделяют поворотные столбики. Среди других примет того времени видны газовый фонарь перед входом в монастырскую сторожку (в конце XIX века на улицах Москвы еще сохранилось газовое освещение), и почтовый ящик у монастырской стены.

Сейчас, благодаря трудам Центра изучения истории Златоустова монастыря, эту атмосферу можно ощутить перед келейным корпусом в Малом Златоустинском переулке. Там из плит, найденных в ходе археологических изысканий, восстановлен фрагмент уличного покрытия, а по обе стороны от ростовой иконы Иоанна Златоуста установлены сохранившиеся до нашего времени поворотные столбики.







Назад