Дорогие друзья!
Следующая фотография, которая будет переведена в стереоформат для проекта, реализуемого при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, это
Достроенная на средства императрицы Елизаветы Петровны и освященная в 1742 г. надвратная церковь Захария и Елизаветы Златоустовского монастыря.
Фотография сделана в 30-е годы XX века. Материал, техника: стекло, слой, несущий изображение. Размер: 13х18 см. Внизу справа виден номер Центральных государственных реставрационных мастерских 10990, а слева инвентарный номер I 8571. Сейчас фотография находится в Федеральном государственном бюджетном учреждении культуры "Государственном научно-исследовательском музее архитектуры имени А.В. Щусева".
Автор фотографии – Николай Яковлевич Епанечников, русский иконописец, владелец иконописной мастерской, поставщик императорского двора. Работал как реставратор в Успенском соборе Московского Кремля, в храме Христа Спасителя, в церкви Спаса на Нередице в Новгороде. В 1915 г. его бригада выполнила частичное укрепление фресок Дионисия и заделку трещин в соборе Рождества Пресвятой Богородицы Ферапонтова монастыря. В советское время Николай Яковлевич занимался преимущественно реставрацией. В рамках этой работы он, в том числе, производил архивную съемку.
Официальное название этой фотографии «Нижний объем церкви с арочным проездом и лопатками-пилястрами». Перед нами вид с территории монастыря на нижнюю часть церкви в процессе разборки. Мы не видим купол, но можем предположить, по ведущей туда с соседнего здания лестнице, что разбирающие церковь там уже побывали. На окнах сохранились резные решетки. Церковь была знаменита скрытой от нас в этом ракурсе чугунной решеткой галереи, выходящей на Большой Златоустинский переулок. На более ранних фотографиях видна также решетка в арочном проезде, но на данной фотографии ее уже нет.
На заднем плане сохранившееся до наших дней здание Большой Сибирской Гостиницы, в арке просматривается окно первого этажа гостиницы, в котором отражается фасад отдаточного дома монастыря справа (с крыши которого перекинута лестница).
В центра фасада видна занимаемая когда-то киотом ниша, под ней - граффити. Согласно архивам монастыря, в середине XVIII века «в глухом окне» над вратами был помещен киот с образом Иоанна Златоуста работы иконописца Терентия Мижуева. Слева на галерее, возможно, подставка под фонарь.
По кромке галереи просматривается горизонтально расположенный перебитый желоб водосточной трубы. На облупившейся штукатурке фасада – подтеки от воды. Справа от арочного проезда, рядом с лопаткой на фасаде расположен, возможно, фонарь. Справа от арки, где находилась часовня, деревянное подсобное помещение с приставленной к нему лестницей.
На переднем плане справа – груда досок и сухих веток. По наличию веток можно сделать вывод, что фотография сделана поздней осенью. Возможно, день выдался теплый, потому что на одной из досок висит снятая кем-то куртка.
Слева от арки в нише виден вход в сторожку, где в советское время находился продовольственный магазин (вход в него был с Большого Златоустинского переулка), а рядом деревянный навес, под которым что-то складировано и прикрыто материей. На земле разбросан мусор.
Загадочным представляется расположение подвод с лошадьми. Они не выезжают с территории монастыря, вывозя что-то из него, а наоборот, въезжают в Царские врата. Подвода на переднем плане имеет номер, на ней деревянные ящики, закрытые материей.
Надвратная церковь Захария и Елизаветы Златоустовского монастыря была разрушена в 1933 г.